Об утверждении
Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения
Приказ Министра
образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152.
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 мая 2011 года №
6976
В соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона
Республики Казахстан "Об образовании"ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить
прилагаемые Правила организации
учебного процесса по кредитной технологии обучения.
2. Признать
утратившими силу:
1) приказ и.о.
Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 ноября 2007 года № 566
"Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной
технологии обучения" (зарегистрированный в Реестре государственной
регистрации нормативных правовых актов за № 5043, опубликованный в
"Юридической газете" от 25 января 2008 года № 12 (1412));
2) приказ Министра
образования и науки Республики Казахстан от 30 июля 2010 года № 404 "О
внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра образования и науки
Республики Казахстан от 22 ноября 2007 года № 566 "Об утверждении Правил
организации учебного процесса по кредитной технологии обучения"
(зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых
актов за № 6406, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 15
декабря 2010 года № 339-340 (26400-26401)).
3. Департаменту
высшего и послевузовского образования (Омирбаеву С.М.):
1) обеспечить в
установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве
юстиции Республики Казахстан;
2) после
прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в
средствах массовой информации.
4. Контроль за
исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
5. Настоящий
приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его
первого официального опубликования.
Министр Б. Жумагулов
Утверждены
приказом
Министра
образования и
науки
Республики Казахстан
от 20 апреля 2011 года № 152
Правила
организации
учебного процесса по кредитной технологии обучения
1. Общие положения
1. Настоящие
Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (далее -
Правила), разработаны в целях реализации Закона Республики Казахстан "Об
образовании".
2. Для
международного признания национальных образовательных учебных программ,
обеспечения мобильности обучающихся и преподавателей организаций образования, а
также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней
образования в организациях образования реализуется единая кредитная технология
обучения.
3. Кредитная
технология обучения осуществляется на основе выбора и самостоятельного
планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием
кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы
обучающегося и преподавателя.
4. При кредитной
технологии обучения учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему
преподаваемого материала, измеряемого в кредитах.
5. Кредитная
технология обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее
освоенных кредитов по всем уровням образования.
6. В Правилах
используются следующие основные понятия и определения:
1) академическая
степень (Degree) - степень,
присуждаемая организациями образования обучающимся, освоившим соответствующие
образовательные учебные программы, по результатам итоговой аттестации;
2) академическая
свобода – совокупность полномочий
субъектов образовательного процесса, предоставляемых им для самостоятельного
определения содержания образования по дисциплинам компонента по выбору,
дополнительным видам обучения и организации образовательной деятельности с
целью создания условий для творческого развития обучающихся, преподавателей и
применения инновационных технологий и методов обучения;
3) академический
период (Term) - период
теоретического обучения, устанавливаемый самостоятельно организацией
образования в одной из трех форм: семестр, триместр, квартал;
4) академический
календарь (Academic Calendar) - календарь
проведения учебных и контрольных мероприятий, профессиональных практик в
течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников);
5) академическая
мобильность – это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей для
обучения или проведения исследований на определенный академический период:
семестр, или учебный год в другое высшее учебное заведение (внутри страны или
за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных образовательных программ в
виде кредитов в своем вузе или для продолжения учебы в другом вузе;
6) академический
час – время контактной работы обучающегося с преподавателем по расписанию на
всех видах учебных занятий (аудиторная работа) или по отдельно утвержденному
графику;
7) активные
раздаточные материалы (АРМ) (Hand-outs) - наглядные
иллюстрационные материалы, раздаваемые на учебных занятиях для мотивации
обучающегося к творческому успешному усвоению темы (тезисы лекции, ссылки,
слайды, примеры, глоссарий, задания для самостоятельной работы);
8) промежуточная
аттестация обучающихся - процедура, проводимая в период экзаменационной сессии
с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема
учебной дисциплины после завершения ее изучения;
9) итоговая аттестация обучающихся (Qualification Examination) - процедура,
проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных
государственным общеобязательным стандартом образования;
10) учебные
достижения обучающихся - знания, умения, навыки и компетенции обучающихся,
приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития
личности;
11) контроль
учебных достижений обучающихся – проверка уровня знаний обучающихся различными
формами контроля (текущий, рубежный и итоговый) и аттестации, определяемыми
самостоятельно высшим учебным заведением;
12)
самостоятельная работа обучающегося (далее - СРО) - работа по определенному
перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных
учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов,
контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов; в зависимости
от категории обучающихся она подразделяется на самостоятельную работу студента
(далее - СРС), самостоятельную работу магистранта (далее - СРМ) и
самостоятельную работу докторанта (далее - СРД); весь объем СРО подтверждается
заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы;
13) текущий контроль успеваемости
обучающихся – систематическая проверка знаний обучающихся в соответствии с
учебной программой, проводимая преподавателем на аудиторных и внеаудиторных
занятиях в течение академического периода;
14) академический
рейтинг обучающегося (Rating) - количественный показатель уровня овладения
обучающимся учебной программы дисциплин, составляемый по результатам
промежуточной аттестации;
15) модульное
построение образовательной программы – средство достижения цели
профессионального обучения путем определения содержания и структуры
образовательной программы на основе концепции организации учебного процесса, в
которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных
компетенций обучающегося;
16) двудипломное
образование – возможность параллельного обучения по двум учебным планам
(образовательным программам) с целью получения двух равноценных дипломов (DoubleMajor) или одного
основного и второго дополнительного дипломов (Major - Minor);
17) Европейская
система трансферта (перевода) и накопления кредитов (ECTS) – способ присвоения зачетных единиц
(кредитов) компонентам образовательных программ (дисциплинам, курсам, модулям),
с помощью которых осуществляется сравнение и перезачет освоенных обучающимися
учебных дисциплин (с кредитами и оценками) при смене образовательной
траектории, учебного заведения и страны обучения;
18) индивидуальный
учебный план – учебный план, формируемый на каждый учебный год обучающимся
самостоятельно с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и
каталога элективных дисциплин;
19) кредит (Credit, Credit-hour) - унифицированная
единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя;
20) кредитная
технология обучения – обучение на основе выбора и самостоятельного планирования
обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как
унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя;
21) итоговый
контроль – контроль учебных достижений обучающихся с целью оценки качества
освоения ими программы учебной дисциплины, проводимый в период промежуточной
аттестации в форме экзамена, если дисциплина изучается на протяжении нескольких
академических периодов, то итоговый контроль может проводиться по части
дисциплины, изученной в данном академическом периоде;
22) рубежный
контроль – контроль учебных достижений обучающихся по завершении раздела
(модуля) одной учебной дисциплины;
23) модуль –
автономный, завершенный с точки зрения результатов обучения структурный элемент
образовательной программы, имеющий четко сформулированные приобретаемые
обучающимися знания, умения, навыки и компетенции адекватные критерии оценки;
24) модульная
образовательная программа – программа обучения, включающая совокупность учебных
модулей, направленных на овладение обучающимися ключевых компетенций,
необходимых для получения определенной академической степени и/или
квалификации;
25) модульное
обучение – способ организации учебного процесса на основе модульного построения
образовательной программы, учебного плана и учебных дисциплин;
26)
балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений – система
оценки уровня учебных достижений в баллах, соответствующих принятой в
международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом, и позволяющая
установить рейтинг обучающихся;
27) рабочий
учебный план - документ, разрабатываемый организациями образования самостоятельно
на основе типового учебного плана специальности и индивидуальных учебных планов
обучающихся;
28) учебный модуль
– структурный элемент образовательной программы, нацеленный на овладение
обучающимися конкретных результатов обучения, из которых целиком или частично
формируются приобретаемые ими компетенции;
29) запись на
учебную дисциплину (Enrollment) - процедура
предварительной записи обучающихся на учебные дисциплины;
30) средний балл
успеваемости (Grade Point Average - GPA) -
средневзвешенная оценка уровня учебных достижений обучающегося за один учебный
год по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой
эквивалент баллов оценки промежуточной аттестации по дисциплинам к общему
количеству кредитов за текущий период обучения);
31)
самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (далее -
СРОП) – внеаудиторная работа обучающегося под руководством преподавателя,
проводимая по утвержденному графику; в зависимости от категории обучающихся она
подразделяется на: самостоятельную работу студента под руководством
преподавателя (далее - СРСП), самостоятельную работу магистранта под
руководством преподавателя (далее - СРМП) и самостоятельную работу докторанта
под руководством преподавателя (далее - СРДП);
32) офис (отдел,
сектор) Регистратора – академическая служба, занимающаяся регистрацией всей
истории учебных достижений обучающегося и обеспечивающая организацию всех видов
контроля знаний и расчет его академического рейтинга;
33) программа
дисциплины (Syllabus) - учебная
программа, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи
дисциплины, краткое ее содержание, темы и продолжительность их изучения,
задания самостоятельной работы, время консультаций, расписание проверок знаний
обучающихся, требования преподавателя, критерии оценки знаний обучающихся и
список литературы;
34) описание
дисциплины (Course Description) - краткое
описание дисциплины (состоит из 5-8 предложений), включающее в себя цели,
задачи и содержание дисциплины;
35) постреквизиты
(Postrequisite) - дисциплины, для
изучения которых требуются знания, умения и навыки, приобретаемые по завершении
изучения данной дисциплины;
36) пререквизиты (Prerequisite) - дисциплины,
содержащие знания, умения и навыки, необходимые для освоения изучаемой
дисциплины;
37) транскрипт (Transcript) - документ,
содержащий перечень освоенных дисциплин за соответствующий период обучения с
указанием кредитов и оценок в буквенном и цифровом выражении;
38) тьютор -
преподаватель, выступающий в роли академического консультанта студента по
освоению конкретной дисциплины;
39) типовой учебный
план - документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин
профессиональной учебной программы образования, порядок их изучения и формы
контроля.
40) эдвайзер (Advisor) - преподаватель,
выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей
специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения
(формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной
программы в период обучения;
41) элективные
дисциплины – учебные дисциплины, входящие в компонент по выбору в рамках
установленных кредитов и вводимые организациями образования, отражающие индивидуальную
подготовку обучающегося, учитывающие специфику социально-экономического
развития и потребности конкретного региона, сложившиеся научные школы высшего
учебного заведения.
Сноска. Пункт 6 в
редакции приказа Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
2.
Образовательные учебные программы и
учебные планы
при кредитной технологии обучения
7. Содержание
образовательных программ устанавливается соответствующими государственными
общеобязательными стандартами образования и реализуется через учебные планы и
программы.
8. Учебные планы
разрабатываются в трех формах:
1) типовые учебные
планы (далее - ТУП);
2) рабочие учебные
планы (далее - РУП);
3) индивидуальные
учебные планы (далее - ИУП).
9. Во всех формах
учебных планов используется единая система кодировки дисциплин,
предусматривающая присвоение каждой учебной дисциплине учебного плана соответствующего
кода в символах буквенного и цифрового выражения.
10. ТУП
утверждается уполномоченным органом в области образования.
В ТУПе
определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента в
кредитах, а компонент по выбору указывается общим количеством кредитов.
11. В РУП
определяется перечень и трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного
компонента и компонента по выбору в кредитах, порядок их изучения, виды учебных
занятий и формы контроля.
12. РУП
разрабатывается на учебный год и утверждается руководителем организации
образования на основании решения ученого (педагогического) совета.
РУП служит основой
для расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.
13. Форма,
структура и порядок разработки РУП и ИУП определяются организацией образования
самостоятельно.
14. ИУП определяет
индивидуальную образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно.
15. ИУП
утверждаются деканом факультета (руководителем отделения) в трех экземплярах:
один - хранится в деканате (отделении) и служит основой для осуществления
контроля за выполнением и освоением обучающимся профессиональной учебной
программы, второй - передается в офис Регистратора для организации
промежуточной аттестации, третий - вручается обучающемуся.
16. В дополнение к
ТУП разрабатывается каталог элективных дисциплин (далее - КЭД), который
представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин
компонента по выбору, содержащий их краткое описание с указанием цели изучения,
краткого содержания (основных разделов) и ожидаемых результатов изучения
(приобретаемые обучающимися знания, умения, навыки и компетенции).
В КЭД отражаются
пререквизиты и постреквизиты каждой учебной дисциплины. КЭД обеспечивает
обучающимся возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин.
17. Организация
образования обеспечивает учебный процесс в полном объеме информационными
источниками: учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями и разработками
по учебным дисциплинам, активными раздаточными материалами и указаниями по
самостоятельной работе, электронными учебниками, доступом к сетевым
образовательным ресурсам.
Каждый обучающийся
обеспечивается справочником-путеводителем на весь период обучения.
3. Учебный
процесс
по кредитной
технологии обучения
18. Основными
задачами организации учебного процесса с использованием кредитной технологии
являются:
1) унификация
объема знаний;
2) создание условий
для максимальной индивидуализации обучения;
3) усиление роли и
эффективности самостоятельной работы обучающихся;
4) выявление
реальных учебных достижений обучающихся на основе эффективной процедуры их
контроля.
19. Кредитная
технология обучения включает:
1) введение
системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой
дисциплине;
2) свободу выбора
обучающимися дисциплин, включенных в КЭД, обеспечивающую их непосредственное
участие в формировании ИУП;
3) свободу выбора
обучающимися преподавателя;
4) вовлечение в
учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной
траектории;
5) использование
интерактивных методов обучения;
6) активизацию
самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;
7) академическую
свободу факультета (отделения) и кафедр в организации учебного процесса,
формировании образовательных программ;
8) обеспечение
учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами на
бумажных и электронных носителях;
9) эффективные
методы контроля учебных достижений обучающихся;
10) использование
балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой
учебной дисциплине.
20. Организация
учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется на основе
академического календаря, который утверждается руководителем организации
образования, на основании решения ученого (педагогического) совета.
21. Учебный год
состоит из академических периодов, периодов промежуточной аттестации, каникул и
практик. На выпускном курсе в учебный год включается период итоговой аттестации.
Академический
период в зависимости от его формы имеет продолжительность 15 недель для
семестра, 10 недель для триместра и 8 недель для квартала.
Период промежуточной аттестации имеет
продолжительность не менее 1 недели.
Каникулы
предоставляются обучающимся после каждого академического периода, при этом продолжительность
каникулярного времени в учебном году составляет не менее 7 недель.
22. Допускается
введение летнего семестра (за исключением выпускного курса) продолжительностью
не менее 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении,
ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения
учебных дисциплин и освоения кредитов студентами в других вузах с обязательным
их перезачетом в своем вузе, повышения среднего балла успеваемости (GPA).
Сноска. Пункт 22 в
редакции приказа Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
23. Планирование
педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется
в академических часах или кредитах. При этом педагогическая нагрузка на
аудиторных занятиях рассчитывается по контактному времени работы преподавателя
с потоком, группой, подгруппой. Затраты времени на индивидуальные виды работ с
каждым обучающимся (прием заданий на СРС, курсовых работ (проектов), прием
экзаменов, в том числе в составе государственной аттестационной комиссии (далее
- ГАК), руководство выпускными работами) рассчитываются на основе норм времени,
установленных высшим учебным заведением самостоятельно.
Один академический
час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и
лабораторные занятия, а также занятия физического воспитания, где академический
час равен соответственно 75 минутам – для студийных занятий или 100 минутам –
для лабораторных занятий и занятий физического воспитания.
Один академический
час всех видов практики, научно-исследовательской работы обучающихся, итоговой
государственной аттестации обучающихся равен 50 минутам.
Сноска. Пункт 23 с
изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
24. При
планировании объема учебной работы исходят из того, что один кредит равен 15
академическим часам следующих видов учебной работы:
аудиторной работы
обучающегося на протяжении академического периода в виде семестра, равномерно
распределенной по 1 часу в неделю;
работы
обучающегося с преподавателем в период профессиональных и исследовательских
практик;
работы
обучающегося с преподавателем в период научно-исследовательской работы;
работы
обучающегося по написанию и защите дипломной работы (проекта), магистерской или
докторской диссертации;
работы
обучающегося по подготовке и сдаче государственного экзамена по специальности
(комплексного экзамена).
25. Учебная
нагрузка обучающихся определяется продолжительностью академического часа и
объемом учебных часов (по 50 минут), сопровождающих академические часы для
разных видов учебной работы.
Поскольку один
академический час аудиторной работы может быть равен 50, 75 или 100 минутам, то
академические часы аудиторной работы обучающегося дополняются соответствующим
числом часов СРО таким образом, что на один кредит суммарная учебная нагрузка
обучающегося в неделю на протяжении академического периода в виде семестра
равна 3 часам.
Занятия по
физической культуре не сопровождаются дополнительными часами СРС.
Каждый
академический час практики (кроме учебной) сопровождается соответствующим
числом учебных часов дополнительной работы обучающегося: 1 часом – для
педагогической практики, 4 часами – для производственной практики и 7 часами –
для исследовательской практики.
Каждый
академический час научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской)
работы обучающегося (магистранта, докторанта), включая выполнение магистерской
или докторской диссертации, сопровождается 7 часами СРО.
Каждый
академический час итоговой аттестации обучающегося представляет собой учебный
час контактной работы обучающегося с преподавателем по выполнению и защите
дипломной работы (проекта), магистерской или докторской диссертации или работы
обучающегося с преподавателем по подготовке и сдаче государственного экзамена
(комплексного экзамена). Каждый академический час итоговой аттестации
обучающегося сопровождается 6 часами СРО.
Сноска. Пункт 25 с
изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
26.
Профессиональная практика является обязательным компонентом учебной программы
высшего образования. Она подразделяется на учебную, педагогическую,
производственную и преддипломную. Общий объем всех видов профессиональных
практик составляет не менее 6 кредитов.
27. В магистратуре
и докторантуре вводится исследовательская практика.
28. Продолжительность
практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы
обучающегося на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при
5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в
кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в учебных
часах и делится на продолжительность работы обучающегося на практике в течение
недели, то есть на 30 часов.
Поскольку
трудоемкость 1 кредита практики составляет 15 часов (по 50 мин.) для учебной
практики, 30 часов (по 50 мин.) для педагогической практики, 75 часов (по 50
мин.) для производственной практики и 120 часов (по 50 мин.) для
исследовательской практики, то соответственно продолжительность практики на 1
кредит в неделях составляет: 0.5 недели для учебной практики, 1 неделя – для
педагогической практики, 2.5 недели – для производственной практики и 4 недели
– для исследовательской практики.
29. Планирование
итоговой аттестации обучающихся и научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской)
работы магистрантов и докторантов в неделях определяется исходя из нормативного
времени работы обучающихся в течение недели, равного 54 часам (9 часов в день,
включая СРО, при 6-дневной рабочей неделе).
30. Одному кредиту
научно-исследовательской работы магистранта (далее – НИРМ),
экспериментально-исследовательской работы магистранта (далее – ЭИРМ),
научно-исследовательской работы докторанта (далее – НИРД) соответствует 120 (15
х 8) часов работы обучающегося, то есть 2,2 недели.
Одному кредиту
итоговой аттестации соответствует 105 (15 х 7) часов, то есть 2 недели. Из них
15 контактных часов работы обучающегося с преподавателем и 90 часов СРО.
На подготовку и
сдачу государственного экзамена по специальности (комплексного экзамена)
отводится 2 недели (1 кредит).
На написание и
защиту дипломной работы (проекта), магистерской или докторской диссертации
отводится соответственно 2, 3 и 4 кредита, то есть соответственно 4, 6 и 8
недель.
31. Учебные
занятия проводятся преимущественно в активных творческих формах (кейс-стади,
деловые игры, тренинги, диспуты, круглые столы, семинары).
32. В целях
обеспечения индивидуальной образовательной траектории и выборности
преподавателей при кредитной технологии обучения расписание учебных занятий
составляется в разрезе учебных дисциплин и преподавателей.
Учебные занятия
организуются:
1) для обучающихся
очной формы – в одну или в две смены с 8.00 часов до 18.30 часов;
2) для обучающихся
вечерней формы – в одну смену с 19.00 часов до 22.00 часов;
3) для обучающихся
заочной формы – в течение дня с 8.00 часов до 20.00 часов в зависимости от
наличия свободного аудиторного фонда.
33. Исключен приказом
Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие по истечении десяти
календарных дней после дня его первого официального опубликования).
34. Академические
потоки и группы формируются по принципу достаточного количества обучающихся,
записавшихся на данную дисциплину и к данному преподавателю, и достижения
достаточного уровня их рентабельности.
Наполняемость
академического потока и группы определяется организацией образования
самостоятельно.
35. При кредитной
технологии обучения самостоятельная работа обучающихся подразделяется на две
части: на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством
преподавателя (СРОП), и на ту часть, которая выполняется полностью
самостоятельно (СРОС – собственно СРО).
Весь объем СРО
подтверждается заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной
работы.
36. Доля СРОП
(СРСП, СРМП, СРДП) в общем объеме СРО определяется организацией образования
самостоятельно.
СРОП является
внеаудиторным видом работы обучающихся, которая выполняется им в контакте с
преподавателем. СРОП выполняется по отдельному графику, который не входит в
общее расписание учебных занятий.
В СРОП входят
консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению
домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль семестровых работ, отчетов и других видов
заданий СРО.
37. Запись
обучающихся на изучение дисциплин (Enrollment) организуется офисом Регистратора. При этом для проведения организационно-методических и
консультационных работ привлекаются структурные подразделения и эдвайзеры.
38. Кредитная
технология обучения основана на самостоятельном планировании обучающимся
образовательной программы, выборе индивидуальной траектории обучения, мотивации
повышения уровня самообразования.
При составлении
своего ИУП обучающиеся:
1) знакомятся с
правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения;
2) соблюдают
установленные сроки регистрации на учебные дисциплины и внесения изменений в
ИУП;
3) записываются не
менее чем на установленное количество кредитов в учебном году для освоения
образовательной программы соответствующего уровня.
39. Обучающиеся на
платной основе в зависимости от платежеспособности, формы обучения,
индивидуальных способностей сформировывают свой ИУП с меньшим количеством
кредитов, чем установлено для освоения образовательной программы
соответствующего уровня, при этом увеличивается срок обучения.
40. Для обеспечения
академической мобильности обучающиеся изучает отдельные дисциплины в других
организациях образования, в том числе за рубежом.
При этом
руководитель организации образования определяет верхний предел количества
кредитов для изучения в других организациях образования.
В случае изучения
отдельных дисциплин в организациях образования Республики Казахстан между
организациями образования заключается двусторонний договор.
41. В случае
изучения отдельных дисциплин в других организациях образования после
прохождения промежуточной аттестации по дисциплине обучающийся представляет в
деканат (отделение) своей организации образования экзаменационную ведомость
(либо транскрипт) с указанием оценок по экзамену, итоговой оценки по дисциплине
и количества освоенных кредитов.
42. Вузы,
реализующие совместные образовательные программы в партнерстве с зарубежными
вузами, осуществляют перезачет освоенных кредитов в вузе-партнере эквивалентно
казахстанским кредитам и ECTS.
43. В целях
повышения качества реализации образовательной программы и обеспечения
объективности оценки учебных достижений обучающихся процессы обучения и
итогового контроля разделяются.
44. Учебные
достижения (знания, умения, навыки и компетенции) обучающихся оцениваются в баллах
по 100-бальной шкале, соответствующих принятой в международной практике
буквенной системе (положительные оценки, по мере убывания, от "А" до
"D",
"неудовлетворительно" – "F") с соответствующим цифровым
эквивалентом по 4-х балльной шкале, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
45. Организация
системы контроля учебных достижений обучающихся осуществляется офисом
Регистратора, который подчиняется
заместителю руководителя организации образования по учебной работе.
Офис Регистратора
ведет историю учебных достижений обучающихся в течение всего периода обучения,
которая отражается в транскрипте по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Транскрипт
выдается по запросу обучающегося за любой период его обучения.
46. Обучающий
преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит
соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся (среднее арифметическое
оценок текущего и рубежных контролей). При этом учебные достижения обучающихся
оцениваются по 100-балльной шкале за каждое выполненное задание.
47. Итоговая
оценка по дисциплине включает оценки текущей успеваемости и итогового контроля
(экзаменационной оценки). Доля оценки текущей успеваемости составляет не менее
60% в итоговой оценке степени освоения обучающимся программы учебной
дисциплины. Оценка итогового контроля составляет не менее 30% итоговой оценки
знаний по данной учебной дисциплине.
Сноска. Пункт 47 в
редакции приказа Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
48. Положительная
итоговая оценка служит основанием для дополнения освоенных кредитов
установленным количеством кредитов по соответствующей дисциплине и заносится в
транскрипт обучающегося.
При получении
обучающимся по итоговому контролю (экзамену) оценки
"неудовлетворительно", итоговая оценка по дисциплине не
подсчитывается.
49. Пересдача
положительной оценки по итоговому контролю с целью ее повышения в этот же
период промежуточной аттестации не разрешается.
50. Для получения
положительной оценки обучающийся в следующем академическом периоде или в летнем
семестре на платной основе вновь посещает все виды учебных занятий,
предусмотренные рабочим учебным планом по
данной дисциплине,
получает допуск и сдает итоговый контроль.
51. Стоимость
одного кредита рассчитывается как отношение между утвержденной стоимостью
обучения и количеством кредитов, установленным организацией образования для
освоения всей программы обучения.
Основой для
начисления оплаты за обучение каждого конкретного обучающегося за академический
период или за учебный год является его ИУП. При этом сумма оплаты за обучение
обучающегося устанавливается равной произведению количества запланированных в
ИУП кредитов на утвержденную стоимость одного кредита.
52. Организациям
образования рекомендуется устанавливать одинаковую стоимость одного кредита
независимо от специальностей, которая рассчитывается как среднее арифметическое
стоимостей обучения по всем специальностям, по которым ведется подготовка.
53. Исключен приказом
Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие по истечении десяти
календарных дней после дня его первого официального опубликования).
54. Обучающимся по
государственному образовательному гранту по итогам промежуточной аттестации
начисляется стипендия при условии сдачи всех экзаменов с оценками
"А", "А-", "В+", "В", "В-".
55. По итогам
учебного года с учетом результатов летнего семестра офис Регистратора рассчитывает
средний балл успеваемости (GPA) как средневзвешенную оценку уровня учебных достижений обучающегося.
56. Для перевода с
курса на курс вузом самостоятельно в разрезе курсов устанавливается переводной
балл – величина минимального среднего балла успеваемости, допускающего перевод
обучающегося на следующий курс.
57. Обучающемуся,
выполнившему программу курса в полном объеме, но не набравшему переводной балл,
с целью повышения своего среднего балла успеваемости (GPA), предоставляется возможность в летнем
семестре повторно изучить отдельные дисциплины на платной основе (за
исключением дисциплины "История Казахстана", по которой сдается
государственный экзамен) и повторно сдать по ним экзамены.
58. Обучающийся,
не набравший по итогам учебного года с учетом результатов летнего семестра
переводной балл, остается на повторный курс обучения.
Обучающийся,
оставленный на повторный курс обучения, обучается по ранее принятому
индивидуальному учебному плану или формирует новый индивидуальный учебный план.
59. Обучающийся по
государственному образовательному заказу, оставленный на повторный курс
обучения, лишается государственного образовательного гранта на дальнейший
период обучения.
60. При переводе и
восстановлении обучающихся, выходе их из академического отпуска курс обучения
определяется с учетом пререквизитов.
61. Основным
критерием завершенности образовательного процесса по подготовке бакалавра
является освоение студентом не менее 129 кредитов теоретического обучения, а
также не менее 6 кредитов практик, не менее 2 кредитов на подготовку, написание
и защиту дипломной работы (проекта) и не менее 1 кредита на подготовку и сдачу
государственного экзамена по специальности.
С учетом специфики
отдельных специальностей (включая программы высшего специального образования)
основным критерием завершенности образовательного процесса является освоение
студентом:
по группе
"Искусство" - до 160-180 кредитов теоретического обучения;
по группе
"Военное дело и безопасность" - до 170-190 кредитов;
по группе
«Ветеринария» - не менее 161 кредита;
по группе
"Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина) – до 190-224 кредитов.
При этом вуз
увеличивает объем кредитов, необходимых для освоения, по реализуемым
образовательным программам в зависимости от их особенностей.
Сноска. Пункт 61 с
изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
62. Основным
критерием завершенности образовательного процесса по подготовке магистров
является освоение магистрантом:
1) при научной и
педагогической подготовке - не менее 59 кредитов, из них не менее 42 кредитов
теоретического обучения, не менее 6 кредитов практики, не менее 7 кредитов
научно-исследовательской работы;
2) при профильной
подготовке - не менее 28 кредитов (со сроком обучения 1 год) и не менее 48
кредитов (со сроком обучения 1,5 года), из них соответственно не менее 18 и 36
кредитов теоретического обучения, не менее 2 и 4 кредитов практики, не менее 4
и 4 кредитов экспериментально-исследовательской работы.
Сноска. Пункт 62 в
редакции приказа Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
63. Основным
критерием завершенности образовательного процесса по подготовке докторов
философии (PhD) или доктора по
профилю является освоение докторантом не менее 75 кредитов, из них не менее 36
кредитов теоретического обучения, а также не менее 6 кредитов практики и не
менее 28 кредитов научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской)
работы докторанта (НИРД/ЭИРД).
Сноска. Пункт 63 в
редакции приказа Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
64. Обучающимся,
освоившим профессиональную образовательную программу высшего и послевузовского
образования и прошедшим итоговую аттестацию, присуждается соответствующая
академическая степень "бакалавр" и (или) присваивается квалификация,
"магистр" и ученая степень доктор философии (PhD) или доктора по профилю и выдается диплом
государственного образца с приложением (транскрипт).
65. Обучающемуся
по программе бакалавриата или высшего специального образования, сдавшему экзамены
и дифференцированные зачеты с оценками "А", "А-",
"В+", "В", "В-" и имеющему средний балл
успеваемости (GPA) за весь период
обучения не ниже 3,5, а также сдавшему все государственные экзамены и
защитившему дипломную работу (проект) с оценками "А", "А-",
выдается диплом с отличием в случае отсутствия повторных сдач экзаменов в
течение всего периода обучения (без учета оценки по военной подготовке).
66. Обучающемуся,
освоившему полный теоретический курс обучения образовательной программы
послевузовского образования, но не выполнившему научно-исследовательскую
компоненту, предоставляется возможность повторно освоить кредиты
исследовательской компоненты и защитить диссертацию в следующем учебном году на
платной основе.
4. Казахстанская
система перезачета кредитов по типу ECTS
67. Трудоемкость
одного казахстанского кредита теоретического обучения с учетом аудиторных
занятий и самостоятельной работы обучающегося составляет 45 часов.
Сноска. Пункт 67 в
редакции приказа Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
68. Для
обеспечения академической мобильности обучающихся и признания образовательных
программ (всех уровней и форм высшего и послевузовского образования) в
европейском образовательном пространстве необходим пересчет казахстанских
кредитов в кредиты ECTS.
69. Академический
кредит в рамках ECTS – это единица
измерения трудоемкости изучения дисциплины, как на аудиторных занятиях, так и
во время самостоятельной работы. Один кредит ECTS равен 25-30 академическим часам.
70. Общая учебная
нагрузка помимо аудиторной включает следующие виды самостоятельной учебной
работы обучающегося: эссе, рефераты, курсовые работы (проекты), лабораторные
работы, подготовка по различным видам текущего, промежуточного и итогового
контроля, сбор материалов и написание дипломной работы (проекта).
71. ECTS оценивает
суммарную трудоемкость учебной работы одного учебного года в 60 кредитов (в
семестр обучающийся набирает 30 кредитов, а в триместр - 20 кредитов.)
Продолжительность учебного года составляет 30 недель и 6 недель отводится на
сдачу экзаменов (итоговый контроль).
72. В европейских
странах длительность обучения для получения степени в бакалавриате составляет
от трех до четырех лет и требует получения соответственно 180-240 зачетных
кредитных единиц.
73. Перерасчет
кредитов Республики Казахстан в кредиты ECTS и обратно осуществляется на основе
переводных коэффициентов.
74. Перерасчет
кредитов ECTS в кредиты
Республики Казахстан осуществляется путем деления кредитов ECTS на переводной
коэффициент в зависимости от наполняемости 1 кредита ECTS по каждой дисциплине в пределах от 1,5 до
1,8.
При этом кредиты
формируются в целых единицах.
Трудоемкость
курсовых проектов (работ) входит в общую трудоемкость дисциплины.
Сноска. Пункт 74 в
редакции приказа Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
75. Перерасчет
кредитов Республики Казахстан в кредиты ECTS осуществляется путем умножения кредитов
Республики Казахстан на указанный в пункте 74 переводной коэффициент в
зависимости от наполняемости 1 кредита Республики Казахстан по каждой
дисциплине.
Данные переводные
коэффициенты используются для перерасчета кредитов теоретического обучения (с
учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы).
Сноска. Пункт 75 с
изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
76. Перерасчет кредитов
других видов учебной работы осуществляется по аналогии с пунктом 74 с помощью
следующих переводных коэффициентов:
практика: учебная
– в пределах от 0,5 до 0,6, педагогическая – в пределах от 1 до 1,2,
производственная – в пределах от 2,5 до 3, исследовательская – в пределах от 4
до 4,8;
научно
(экспериментально) - исследовательская работа магистранта (докторанта) – в
пределах от 4 до 4,8;
итоговая
аттестация обучающегося – в пределах от 3,2 до 4,5.
77. Высшие учебные
заведения назначают координатора ECTS в целом по вузу и на факультетах.
Вузовский
координатор ECTS обеспечивает
соблюдение принципов и механизмов ECTS, а также координирует и контролирует работу всех координаторов структурных
подразделений вуза.
Координаторы ECTS консультируют
обучающихся и профессорско-преподавательский состав по практическим и учебным
аспектам ECTS.
78. Шкала оценок ECTS включает пять
положительных оценок (от "A" до "E"), оценки
"FX", которая
может быть исправлена, и оценки "F" без предоставления кредитов.
Система оценивания
знаний Республики Казахстан, основанная на балльно-рейтинговой буквенной
системе оценки учебных достижений обучающихся, включает десять положительных
оценок (от "A" до "D"), которые
предусматривают присвоение кредитов и одной неудовлетворительной оценки "F" без
предоставления кредитов.
79. Перевод оценок
по ECTS в
балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся и
обратно осуществляется согласно приложениям 3 - 4 к настоящим Правилам.
5. Академическая
мобильность в рамках казахстанской модели
перезачета
кредитов по типу ECTS
80. При
планировании и организации академической мобильности в казахстанских вузах
используются следующие нормативные документы:
заявление студента,
выезжающего (ей) по программам мобильности;
соглашение об
обучении по программам мобильности;
транскрипт об
обучении;
информационный
пакет (каталог курсов).
81. Вуз
разрабатывает и утверждает порядок перезачета кредитов по типу ECTS, который является
основным документом по применению ECTS в вузе.
82. Для расширения
академической мобильности вуз разрабатывает Информационный пакет (далее - ИП).
Форма, структура, содержание и формат представления ИП определяется вузом
самостоятельно.
Сноска. Пункт 82 в
редакции приказа Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
83. ИП формируется
на государственном, английском или русском языках.
84. ИП
характеризует наиболее важные сферы деятельности вуза – академическую,
организационно-методическую, научную и включает дополнительную информацию
(спортивно-массовые мероприятия, культурно-досуговые услуги,
материально-техническую базу).
85. В ИП
содержатся описание вуза по следующим основным разделам:
1) общая
информация о вузе;
2) информация о
программах обучения;
3) дополнительная
информация для обучающихся.
86. Исключен приказом
Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие по истечении десяти
календарных дней после дня его первого официального опубликования).
87. Исключен приказом
Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие по истечении десяти
календарных дней после дня его первого официального опубликования).
88. Исключен приказом
Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие по истечении десяти
календарных дней после дня его первого официального опубликования).
89. Исключен приказом
Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие по истечении десяти
календарных дней после дня его первого официального опубликования).
90. В заявлении обучающегося,
по форме согласно приложению 6 к
настоящим Правилам, указываются название и полный адрес отправляющего вуза,
фамилия, имя, отчество координатора программ академической мобильности
факультета/департамента и вуза, а также персональная информация студента
(фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес проживания, контактные данные).
В заявлении
предоставляется информация о мотивации обучающихся для участия в программах
мобильности, сведения об уровне квалификации по языку обучения за границей,
опыт работы и предшествующего обучения за границей, отметка о возможности
получения гранта для обучения за рубежом.
91. Соглашение на
обучение по программам академической мобильности является основным документом,
регулирующим процесс обучения студента по программе академической мобильности и
заполняется на английском языке по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам.
92. При
положительном решении принимающего вуза на участие обучающегося в программе
академической мобильности соглашение подписывается в трехстороннем порядке:
принимающим вузом, обучающимся и отправляющим вузом.
93. Итоговым
документом, подтверждающим обучение обучающегося по программе мобильности,
является транскрипт об обучении, который заполняется по форме согласно приложению 8 к
настоящим Правилам на английском языке - для студентов обучавшихся по программе
внешней академической мобильности, и на русском и/или казахском языках - для
студентов, обучавшихся по программе внутренней академической мобильности.
Сноска. Пункт 93 в
редакции приказа Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие
по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального
опубликования).
94. В транскрипт
об обучении вносятся сведения о программе обучения (код дисциплины), название
дисциплины, продолжительность изучения дисциплины (год, семестр, триместр),
оценка за обучение (в национальной шкале и в шкале ECTS), количество присужденных кредитов ECTS.
При условии
успешного обучения по полной программе обучения делается отметка о присужденной
степени.
95. В транскрипте
об обучении также указываются справочные (дополнительные) сведения о специфике
программы обучения: описание вузовской системы оценок; система оценок ECTS; количество кредитов
ECTS за учебный год,
семестр, триместр.
6. Порядок
разработки модульных образовательных программ
Сноска. Глава 6 в
редакции приказа Министра образования и науки РК от 02.06.2014 № 198 (вводится
в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого
официального опубликования).
96.
Методологической основой модульного обучения выступают принципы, методика и
порядок разработки модульных образовательных программ.
Эффективность
результатов обучения достигается путем соблюдения комплексного подхода, когда
по модульному принципу сформируются как сами образовательные программы, так и
учебные планы и учебные дисциплины.
97. Результаты
обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов соответствующего уровня
образования и выражаются через компетенции. При этом выделяются пять главных
результатов обучения:
знание и
понимание;
применение знаний
и пониманий;
формирование
суждений;
коммуникативные
способности;
навыки обучения
или способности к учебе.
Результаты
обучения формулируются как по всей программе, так и по каждому модулю и
отдельной дисциплине.
98. Сущность
модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в
автономные организационно-методические модули, содержание и объем которых могут
варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой
дифференциации обучающихся.
Сочетание модулей
обеспечивает необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации
требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного
изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных
дидактических и профессиональных целей.
99. Основными
принципами модульного обучения являются:
1) системный
подход к построению структуры образовательных программ, конкретной дисциплины и
определению их содержания;
2)
структурирование знаний на обособленные элементы и ясно выраженный подход
сотрудничества обучающих и обучающихся;
3) обеспечение
методически правильного согласования всех видов учебных занятий внутри каждого
модуля и между ними;
4) гибкость
структуры построения модульного курса и самих образовательных программ;
5) эффективный
контроль знаний обучающихся, рассредоточение по семестру контрольных
мероприятий;
6) возможность
реализации методических принципов развивающего обучения, при которых создаются
предпосылки для творческой деятельности студентов.
100. Каждый модуль
образовательной программы ориентирован на достижение определенного результата
обучения, то есть компетентности. При этом модули на основе содержательного
единства дисциплин могут быть построены по «горизонтальной» или по
«вертикальной» схеме.
101. В
«горизонтальном» модуле все составляющие дисциплины вносят приблизительно
равный и относительно независимый вклад в образовательный результат, которые
могут изучаться параллельно.
В «вертикальный»
модуль включают последовательно изучаемые дисциплины, нацеленные на достижение
определенного образовательного результата, от фундаментальных и общих
профессиональных до специальных узкоприкладных.
102. Модульные
образовательные программы разрабатываются в контексте компетентностной модели
подготовки специалистов. При этом компетенции, формируемые высшим и
послевузовским образованием разделяются на компетенции, относящиеся к
предметной области и универсальные (общие, надпредметные).
Компетенций
включают знание и понимание (теоретическое знание акдемической области,
способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и
оперативное применение знаний и навыков к конкретным ситуациям) и знание как
быть (ценностный аспект как неотъемлемая часть жизни с другими в социальном
контексте).
103. Построение
модульной образовательной программы предполагает:
1) предварительное
глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных
программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин;
2) определение
перечня учебных модулей, включаемых в МОП;
3) установление
возможных образовательных траекторий в рамках одной МОП (с учетом направлений,
магистерских программ, элективных дисциплин и дополнительных образовательных
программ);
4) разработку
системы реализации учебных модулей и качественное обновление
материально-технической, информационно-библиотечной и
издательско-полиграфической базы вуза;
5) реализацию
административно-управленческой деятельности, направленных на обновление
учебного процесса на принципах модульного обучения.
104. Модули
образовательной программы представляют собой логически взаимосвязанные
компоненты программы обучения по конкретным областям или дисциплинам.
105. Объем одного
модуля составляет 5 и более казахстанских кредитов, или 8 и более кредитов ECTS и включает две и
более учебных дисциплин.
106. Виды
профессиональных практик, дипломные работы и магистерские/докторские
диссертации включаются в соответствующие модули образовательной программы в
зависимости от взаимосвязи и единства целей с учебными дисциплинами. При этом
каждый вид профессиональной практики может относиться к разным модулям.
107. В составе
модуля определяется доля каждого составного компонента в кредитах прямо
пропорционально его объему в общей трудоемкости модуля.
108. В
соответствии с модульным принципом образовательную программу и учебные
дисциплины целесообразно составлять из инвариантной части (модулей для
обязательного изучения) и вариативных, то есть заменяемых модулей, учитывающих
потребности рынка труда, работодателей и студентов.
При этом учебные
дисциплины образовательной программы подразделяются на три группы:
группа A – обязательные
дисциплины, которые изучаются в строго заданной последовательности;
группа B – обязательные
дисциплины, которые изучаются в произвольной последовательности;
группа C – дисциплины по
выбору, изучаемые в любом академическом периоде.
109. Модули
подразделяются на следующие виды:
1) общие модули –
включающие дисциплины циклов общеобразовательных дисциплин (далее – ООД) и
базовых дисциплин (далее – БД), формирующих общеобразовательные компетенции,
напрямую не связанные со специальностью, а также социально-этические,
культурные компетенции (межличностные, межкультурные, гражданские),
экономические (предпринимательские) и организационно-управленческие
компетенции;
2) модули
специальности – включающие дисциплины циклов БД и профилирующих дисциплин
(далее – ПД), составляющие основу специальности и направленные на формирование
общепрофессиональных и специальных компетенций в рамках конкретной
образовательной программы, а также общих компетенций (критическое мышление,
креативность (творчество), активная жизненная позиция, инновационность);
3) дополнительные
модули, выходящие за рамки квалификации – включающие циклы дисциплин, не
относящиеся к специальности и направленные на формирование дополнительных
компетенций (информационные технологии, иностранные языки и др.).
110. Структура
модульной образовательной программы включает в себя следующие компоненты:
1) название
образовательной программы;
2) уровень
образовательной программы: (бакалавриат/магистратура/PhD докторантура);
3) паспорт
образовательной программы, а также ключевые компетенции, которыми должны
овладеть выпускники образовательные программы:
в области родного
языка;
в области
иностранных языков;
фундаментальная
математическая, естественнонаучная и техническая подготовка;
компьютерная;
учебная;
социальная
(межличностная, межкультурная, гражданская);
предпринимательская, экономическая;
культурная, а
также дополнительные способности - критическое мышление, креативность
(творчество), инновационное измерение, активная жизненная позиция);
4) содержание
образовательной программы в рамках видов модулей с указанием в разрезе каждого
модуля формируемые компетенций, объем в казахстанских кредитах и в кредитах ECTS, период изучения,
компоненты модуля (код и название составляющих модуля (дисциплин, практик и
т.п.), циклы дисциплин ООД, БД, ПД, принадлежность обязательному компоненту или
компоненту по выбору, количество кредитов и форма контроля относительной каждой
составляющей модуля);
5) сводная
таблица, отражающая объем освоенных кредитов в разрезе модулей образовательной
программы согласно приложения 9 к
настоящим правилам.
111. При модульном
построении учебной дисциплины ее программа структурируется на модули
(подмодули, разделы), направленные на приобретение обучающимися необходимых
знаний, умений, навыков и компетенций.
При этом модульная
программа учебной дисциплины отражает как аудиторную, так и самостоятельную
работу обучающихся и призвана освободить преподавателя от чисто информационных
функций.
112. Модульная
учебная программа включает в себя:
1) перечень целей
и задач учебной дисциплины;
2) требования к
подготовленности (компетенциям) обучающихся «на входе» и по окончании освоения
дисциплины (пререквизиты и постреквизиты);
3) характеристики
каждого модуля дисциплины (перечень модульных единиц, то есть тем с их кратким
содержанием, планы семинарских и лабораторно-практических занятий, темы и
вопросы самостоятельной работы студентов, в том числе, под руководством
преподавателя, график выполнения и сдачи заданий);
4) краткую
организационно-методическую характеристику (основные формы и методы обучения и контроля
учебных достижений, требования преподавателя, политика и процедуры курса);
5) систему оценки
результатов учебных достижений обучающихся.
113. В
образовательные программы включаются междисциплинарные модули, состоящие из
самостоятельных учебных модулей (подмодулей, разделов, тем), направленные на
формирование общеобразовательных или дополнительных компетенций. При этом в
случае единства целей несколько дисциплин могут объединяться в один модуль.
114. Учебный план,
построенный по модульному принципу, представляет собой модель содержания
образования, состоящий из модулей: общих, специальностей, дополнительных и
междисциплинарных, которые структурируются на дисциплины циклов ООД, БД, ПД,
дополнительного обучения, и включают дисциплины обязательного компонента и
компонента по выбору.
115. По завершении
изучения модуля итоговый контроль проводится в форме комплексного экзамена по
модулю, либо по каждому компоненту – учебной дисциплине самостоятельный
экзамен.
В случае если проводится
комплексный экзамен, в программу итогового контроля включаются вопросы по
основному компоненту, а по другим компонентам формой итогового контроля
является реферат, или эссе, или курсовая работа (проект).
При комплексном
экзамене подводится оценка как по модулю в целом, так и по каждому ее
компоненту – учебной дисциплине отдельно.
116. Условием для
получения кредитов по модулю является выполнение всех видов работ по каждому
компоненту и положительная оценка по итоговому контролю.
В случае, если при
неудовлетворительной оценке итогового контроля по модулю в целом, обучающийся
имеет положительные оценки по отдельным ее компонентам - учебным дисциплинам,
то они перезачитываются. В последующем эти дисциплины обучающийся не изучает.
Приложение 1
к Правилам
организации учебного
процесса по кредитной технологии обучения
Буквенная система оценки учебных достижений
обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту
по четырехбалльной системе
Оценка по |
Цифровой |
%-ное |
Оценка по |
А |
4,0 |
95-100 |
Отлично |
А- |
3,67 |
90-94 |
|
В+ |
3,33 |
85-89 |
Хорошо |
В |
3,0 |
80-84 |
|
В- |
2,67 |
75-79 |
|
С+ |
2,33 |
70-74 |
Удовлетворительно |
С |
2,0 |
65-69 |
|
С- |
1,67 |
60-64 |
|
D+ |
1,33 |
55-59 |
|
D |
1,0 |
50-54 |
|
F |
0 |
0-49 |
Неудовлетворительно |
Приложение 2
к Правилам
организации учебного
процесса по кредитной технологии обучения
форма
__________________________________________________________________
(жоғары
оку орнының аты/ the name of High Educational Estabishment/
__________________________________________________________________
/наименование высшего учебного заведения)
__________________________________________________________________
Транскрипт /The transcript/ Транскрипт
Серия №
Аты-жөні/Name/Ф.И.О.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Факультеті/Faculty/Факультет
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Мамандығы/Specialty/Специальность
________________________________
Түскен жылы/Year/Год поступления
_________________________________
Оқу тілі/Language/Язык
___________________________________________
№ |
Пәндердің |
Кредит
саны/ |
Бaғa/Grade/Оценка |
|||
Пайызбен/ |
Әріптік/ |
Балмен/ |
Дәстурлі |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кәсіптік
практиканы өтті/Has passed professional practice/
Прошел
профессиональные практики
Кәсіптік |
Практика |
Кредит |
Баға/Grade/Оценка |
|||
пайызбен/ |
Әріптік/ |
Балмен/ |
Дәстурлі |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оқитындардың қорытынды
аттестациясы/Final state attestation/Итоговая аттестация обучающихся
Мемлекеттік |
МАК-тың |
Баға/Grade/Оценка |
|||
пайызбен/ |
Әріптік/ |
Балмен/ |
Дәстурлі |
||
Мамандығы |
|
|
|
|
|
Пәндер бойынша/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Қорытынды жұмысты
орындады және қорғады/Has executed and has defended degree work/Выполнил(а) и
защитил(а) выпускную работу
Қорытынды |
МАК күні және |
Кредит |
Баға/Grade/Оценка |
|||
пайызбен/ |
Әріптік/ |
Балмен/ |
Дәстурлі |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жалпы кредит саны/ Total
Hours Passed/Общее число кредитов __________
_____________________________________________________________________
GPA _________________________________________________________________
РЕКТОР/RECTOR
/РЕКТОР
(қолы/signature/подпись)
ДЕКАН/the DEAN
/ДЕКАН
(қолы/signature/подпись)
ХАТШЫ/SECRETARY/СЕКРЕТАРЬ
(қолы/signature/подпись)
М.О
М.П.
Tipкeу №/vegistration №/регистрационный №
"___"
____________ 20___ г.
Приложение 3
к Правилам
организации учебного
процесса по кредитной технологии обучения
Таблица перевода оценок по ECTS в
балльно-рейтинговую
буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся
Оценка |
Оценка по |
Цифровой |
%-ное |
Оценка по |
А |
А |
4,0 |
100 |
Отлично |
В |
В+ |
3,33 |
85 |
Хорошо |
С |
В |
3,0 |
80 |
|
D |
С |
2,0 |
65 |
Удовлетворительно |
E |
D |
1,0 |
50 |
|
FX, F |
F |
0 |
0 |
Неудовлетворительно |
Приложение 4
к Правилам
организации учебного
процесса по кредитной технологии обучения
Таблица перевода оценок балльно-рейтинговой
буквенной системы в оценки по ECTS
Оценка по |
Цифровой |
%-ное |
Оценка по |
Оценка по ECTS |
А |
4,0 |
95-100 |
Отлично |
А |
А- |
3,67 |
90-94 |
||
В+ |
3,33 |
85-89 |
Хорошо |
В |
В |
3,0 |
80-84 |
Хорошо |
С |
В- |
2,67 |
75-79 |
||
С+ |
2,33 |
70-74 |
Удовлетворительно |
|
С |
2,0 |
65-69 |
Удовлетворительно |
D |
С- |
1,67 |
60-64 |
||
D+ |
1,33 |
55-59 |
||
D |
1,0 |
50-54 |
Удовлетворительно |
E |
F |
0 |
0-49 |
Неудовлетворительно |
FX, F |
Приложение 5
к Правилам
организации учебного
процесса по кредитной технологии обучения
форма
ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ПАКЕТА/
КАТАЛОГА КУРСОВ по ECTS
(заполняется на
английском языке)
ИНФОРМАЦИЯ об |
Общая
информация о вузе |
ИНФОРМАЦИЯ
о программах |
1.
Общая характеристика программ обучения |
|
2.
Описание отдельных дисциплин (курсов, юнитов) - Название курса/дисциплины/юнита |
Дополнительная информация |
- Размещение/проживание |
Checklist for the
information package/course catalogue
1. Information on |
1)
Name and address |
2. Information on degree |
1)
Qualification awarded |
3. Description of |
Course
title |
4. General information for
students |
Cost
of living |
Приложение 6
к Правилам
организации учебного
процесса по кредитной технологии обучения
форма
ECTS - EUROPEAN CREDIT TRANSFER
SYSTEM
ЗАЯВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Photo
Академический год
20../20..
Направление обучения:
.................................................
Эта форма должна
быть заполнена черным цветом для лучшей передачи в
случае
отправки факсом
Отправляющий
вуз Название и полный адрес: Ф.И.О. координатора департамента, тел., факс, e-mail Ф.И.О. координатора вуза, тел., факс, e-mail |
Личные данные
обучающегося
(заполняются
самим студентом)
Фамилия: .............................. Имя:
.......................... Пол: .................................. Гражданство ........................... Место рождения: .......................
Постоянный адрес (если Действителен
до ....................... Tel.: ................................ Tel.:
................................. |
Перечень вузов, которые получают данную заявку (в порядке
предпочтения):
ВУЗ |
Страна |
Период обучения от дo |
Срок пребывания (месяцев) |
N ожидаемых кредитов ECTS |
|
1................... |
.......... |
....... |
...... |
.......... |
.................... |
Ф.И.О. обучающегося: Отправляющий вуз: |
Коротко поясните мотивы вашего желания обучения за
рубежом |
Языковые навыки
Родной язык:......Язык обучения в своем вузе (если
отличается): |
||||||
Другие |
Изучаю в |
Имею |
Буду
иметь |
|||
........... |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
|
|
|
|
|
|
Опыт работы, связанный с обучением (если имеется)
Опыт работы ..................... ..................... |
Фирма/организация ..................... ..................... |
Дата .............. .............. |
Страна ................... ................... |
Предшествующее и текущее обучение
Диплом/степень, на которую обучаетесь в данный момент Количество лет обучения в высшем образовании до выезда
за рубеж: Были ли за границей? да нет Если да, то, где и в каком вузе? Прилагается
полный транскрипт с описанием всех деталей предшествующего |
Хотите ли вы подать на грант по мобильности, чтобы
покрыть дополнительные |
Принимающий вуз |
|
Мы признаем получение заявки, предложенной программы обучения
и транскрипта. |
|
Указанный
обучающийся Подпись
координатора департамента Дата: |
Принят на обучение в нашем вузе Дата: |
ECTS - EUROPEAN CREDIT TRANSFER
SYSTEM
STUDENT APPLICATION FORM
Photo
ACADEMIC YEAR 20../20..
FIELD OF STUDY
.....................................................................
This application should be
completed in BLACK in order to be easily
copied and/or telefaxed.
SENDING INSTITUTION Department
coordinator - name, telephone and telefax numbers, e-mail box Institutional
coordinator - name, telephone and telefax numbers, e-mail box |
STUDENT’S PERSONAL DATA
(to be
completed by the student applying)
Family
name: Nationality:
....................... Current
address: Current
address is valid until: Tel.: |
First
name (s): Permanent
address (if different): Tel.: |
LIST OF INSTITUTIONS WHICH WILL RECEIVE THIS APPLICATION FORM
(in order of
preference):
Institution |
Country |
Period of study from to |
Duration of stay (months) |
NҮ of expected ECTS
credits |
|
1.................... |
.......... |
....... |
...... |
......... |
.................... |
Name
of student: Sending
institution: |
Briefly
state the reasons why you wish to study abroad ? |
LANGUAGE COMPETENCE
Mother
tongue:................... Language of instruction at home institution (if |
||||||
Other |
I am currently |
I have sufficient |
I would have sufficient |
|||
|
yes |
no |
yes |
no |
yes |
No |
.............. |
|
|
|
|
|
|
WORK EXPERIENCE RELATED TO CURRENT STUDY (if relevant)
Type of work experience ........................ |
Firm/organisation ................... |
Dates .............. |
Country ................... |
PREVIOUS AND CURRENT STUDY
Diploma/degree
for which you are currently studying: Number
of higher education study years prior to departure abroad: Have
you already been studying abroad
?
Yes
No The attached Transcript of records includes full details of previous |
Do
you wish to apply for a mobility grant to assist towards the additional costs |
RECEIVING INSTITUTION |
|
We
hereby acknowledge receipt of the application, the proposed learning |
|
The
above-mentioned student is o Departmental
coordinator’s signature .................................... Date: |
provisionally
accepted at our institution
not accepted at our institution .......................................... Date |
Приложение 7
к Правилам
организации учебного
процесса по кредитной технологии обучения
форма
СОГЛАШЕНИЕ НА ОБУЧЕНИЕ
Aкадемический год
20......../20.........
Направление
обучения: .......................................
Период
обучения: с ............... до
....................
Ф.И.О.
обучающегося: |
Детали программы обучения за рубежом
Принимающий вуз: |
Код |
Название
курса |
Семестр |
Кредиты |
ECTS |
----------------- |
--------------------- |
---------- |
------------- |
-------- |
Подпись студента: .....................
Дата:.................................... |
Отправляющий
вуз: |
Принимающий
вуз: |
Изменения в первоначально предложенную программу обучения
(заполняются, если имели место)
Ф.И.О. обучающегося: |
Отправляющий вуз: |
Код курса, |
Название курса |
Семестр |
Убран Курс |
ECTS
кредиты |
------------- |
----------------------- |
------------- |
O
O |
----------------- |
Подпись
студента: ....................... Дата: ......................... |
Отправляющий
вуз: |
Принимающий
вуз: |
LEARNING AGREEMENT
Academic year 20..../20..... Field of study: ................
Study period:
from ......... to .............................
Name
of student: Sending institution: |
Details of the proposed study programme abroad
Receiving
institution: International Business School at Vilnius University |
Course |
Course
title |
Semester |
Receiving |
ECTS |
-------- |
------------------------ |
------------ |
-------------------- |
------- |
Student’s
signature: .................... Date: ......................... |
Sending institution: Date:
------------------------------ Date -------------------------------- |
Receiving institution: Date:
------------------------------- Date:
---------------------------------- |
Changes to original proposed study programme/learning agreement
(to be filled in only if appropriate)
Name
of student: |
Sending institution: |
Course
code |
Course
title |
Semester |
Deleted
Added |
ECTS
Credits |
-------------- |
---------------------- |
------------ |
O
O |
-------------- |
Student’s
signature: ................... Date:
....................... |
Sending institution: We confirm that the
above-listed changes to the initially agreed Date:
---------------------------- Date: --------------------------------- |
Receiving institution: We
confirm that the above-listed changes to the initially agreed programme Date:
----------------------------- Date: --------------------------------- |
Приложение 8
к Правилам
организации учебного
процесса по кредитной технологии обучения
форма
ECTS - EUROPEAN CREDIT TRANSFER
SYSTEM
ТРАНСКРИПТ ОБ ОБУЧЕНИИ
Название
направляющего вуза ........................................ |
Фамилия
обучающегося ............................................... |
Название
принимающего вуза ......................................... |
Код |
Название |
Продолжительность |
Национальная |
Оценка |
Кредиты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение
на |
|
|
Всего: |
|
Пояснения по (1),
(2), (3), (4) и (5) на следующей странице.
Диплом/степень присужден (а) ____________________________________
Дата Подпись проректора по учебной работе/декана*
____________________________________________
Печать вуза
* Без подписей
и официальной печати вуза недействителен
(1) Код курса
Согласно ИП/КК ECTS
(2) Продолжительность курса
Y - 1 год
1S - 1 семестр 2S - 2 семестра
1T - 1 триместр 2Т - 2 триместра
(3) Описание институциональной системы оценок
.....................................................................
.....................................................................
.....................................................................
.....................................................................
.....................................................................
....................................................................
(4) Система оценок ECTS
(5) Кредиты ECTS
1 полный
академический год - 60 кредитов
1 семестр - 30 кредитов
1 триместр - 20 кредитов
ECTS - EUROPEAN CREDIT TRANSFER SYSTEM
TRANSCRIPT OF RECORDS
Уровень ECTS |
% студентов |
Пояснения |
А |
10 |
Отлично
|
В |
25 |
Очень
хорошо |
C |
30 |
Хорошо |
D |
25 |
Удовлетворительно |
E |
10 |
Достаточно |
FX |
- |
Неудовлетворительно |
F |
- |
Неудовлетворительно |
NAME
OF SENDING INSTITUTION: |
NAME
OF STUDENT: ..................................... First name:............ |
NAME
OF RECEIVING INSTITUTION: Faculty/Department
of |
Сourse Unit code (1) |
Title of the course unit |
Duration of |
Local |
ECTS |
ECTS |
........... |
.......................... |
.............. |
....... |
...... |
...... |
(1) (2) (3) (4) (5) see
explanation on back page
Diploma/degree awarded:
.....................................................................
.....................................................................Date
Signature of registrar/dean/administration officer
Stamp of institution:
NB: This document is not
valid without the signature of the
registrar/dean/administration officer and the
official stamp of the
institution.
(1) Course unit code:
Refer to the ECTS information Package
(2) Duration of course unit:
Y = 1 full academic year
1S = 1 semester 2S = 2 semesters
1T = 1 term/trimester 2T = 2 terms/trimesters
(3) Description of the institutional grading system:
.....................................................................
.....................................................................
.....................................................................
.....................................................................
.....................................................................
.....................................................................
.....................................................................
(4) ECTS grading scale:
ECTS |
% of successful students |
Definition |
A |
10 |
EXCELLENT
- outstanding performance with only minor errors |
(5) ECTS credits:
1 full academic year = 60
credits
1 semester = 30 credits
1 term/trimester = 20 credits
Приложение 9
к Правилам
организации учебного
процесса по кредитной технологии обучения
Формирование модульных образовательных программ
Формуляр для описания модулей
Название
модуля и шифр |
|
Ответственный
за модуль |
|
Тип
модуля |
|
Уровень
модуля |
|
Количество
часов в неделю |
|
Количество
кредитов |
|
Форма
обучения |
|
Семестр |
|
Количество
обучающихся |
|
Пререквизиты
модуля |
|
Содержание
модуля |
|
Результаты
обучения |
1. |
Форма
итогового контроля |
|
Условия
для получения кредитов |
|
Продолжительность
модуля |
|
Литература |
1. |
Дата
обновления |
|
Приложение 9
к Правилам организации учебного
процесса по кредитной технологии
обучения
Сводная таблица, отражающая объем освоенных кредитов
в разрезе модулей образовательной программы
Сноска. Правила
дополнены приложением 9 в соответствии с приказом Министра образования и науки
РК от 02.06.2014 № 198 (вводится в действие по истечении десяти календарных
дней после дня его первого официального опубликования).
Курс обучения |
Семестр |
Количество осваиваемых
модулей |
Количество изучаемых
дисциплин |
Количество кредитов KZ |
Всего в часах |
ECTS |
Количество |
||||||
ОК |
ВК |
Теоретическое обучение |
Учебная практика |
Производственная практика |
Итоговая аттестация |
Всего |
экз |
диф. |
|||||
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
3 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
4 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
240 |
|
|